seo
своими руками
wow

36784

Что такое аутизм?

11111Аутизм – это нарушение развития, характеризующееся отклонениями в поведении, общении, социальном взаимодействии.

Аутизм является такого типа врожденным заболеванием, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребенка трудностей в попытках общения с окружающими его людьми. Аутизм, симптомы которого также заключаются в неспособности выражения собственных эмоций и в неспособности их понимания по отношению к другим людям, сопровождается затруднениями разговорной речи и в некоторых случаях снижением интеллектуальных способностей.

Общее описание

Актуальное при этой болезни расстройство возникает по причине невозможности слаженной работы различных частей мозга. Большинство людей, у которых поставлен диагноз аутизм, ( диагностирован у взрослых или у детей), проблемы, связанные с организацией адекватных взаимоотношений с окружающими людьми будут присутствовать всегда. Между тем, диагностирование аутизма в пределах ранней стадии его проявления у больного, а также последующее лечение – все это позволяет все большему количеству людей постепенно реализовать собственный потенциал.

Итак, что собой представляет аутизм? Симптомы этого заболевания проявляются у детей (это врожденное заболевание) в возрасте до трех лет. Как правило, родители начинают замечать, что ребенок несколько отстает в развитии, что проявляется в его неумении говорить и вести себя так, как это характерно для детей в его возрасте. Возможен и такой вариант развития, при котором ребенок все-таки начинает говорить в возрасте его сверстников, однако со временем приобретенные навыки постепенно утрачиваются.

Ребенок отстает в развитии, причем нередко вообще не говорит ничего, от этого может создаваться впечатление о его глухоте. При проверке слуха подтверждается отсутствие такого рода отклонения. Также при аутизме больной использует избыточное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть повторения покачивания тела либо необъяснимая привязанность по отношению к некоторым предметам.

Следует заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмам не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным. Люди с аутизмом могут вести себя по-разному, что определяет конкретная форма этого заболевания в каждом из случаев. Также родители больных аутизмом детей выделяют такую их особенность, как избегание ими зрительного контакта, а также предпочтение играм в одиночку.

Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине соответствует в большинстве случаев показателям ниже среднего.

Зачастую, в подростковом возрасте, дети впадают в депрессию, сильно переживая это, в особенности, если их интеллект определяется как средний или соответствует показателям выше среднего. Также некоторые дети в этот период сталкиваются с проявлениями в виде припадков, в частности, эпилептических.

Вероятным является то, что наследственная передача заболевания происходит в рамках конкретных семей. Кроме того, если у семейной пары один ребенок страдает от рассматриваемого заболевания, то и второй ребенок, скорее всего, будет страдать от аутизма. Если один из родителей болен этим заболеванием, риск, соответственно, также повышается.

Дополнительно отметим, что риск развития аутизма в четыре раза выше для мальчиков, чем для девочек.

Предполагается, что наиболее вероятными являются комбинированные факторы воздействия, при которых сочетаются генетические факторы и факторы неблагоприятного внешнего воздействия (инфекционные заболевания при беременности, токсическое воздействие при беременности, родовые осложнения и пр.).

Аутизм: симптомы

Учитывая разницу проявлений заболевания у больных, каждый случай этого заболевания является уникальным. Несмотря на это, определенные обобщающие черты все-таки существуют, за счет чего и можно предполагать актуальность аутизма.

* Социальное взаимодействие, взаимоотношения. Симптомы аутизма проявляются в следующем:

* Серьезного типа проблемы, касающиеся невербального общения. К примеру, это может быть касаться привычки смотреть в глаза, принимать определенное положение тела или выражение лица.

* Отсутствие способности к развитию дружеских отношений со сверстниками.

* Нехватка интереса для разделения с другими людьми их увлечений, удовольствия или достижений.

* Отсутствие сопереживания. При аутизме трудно понимать, что чувствуют другие люди, чего бы это ни касалось.

* Общение (вербальное, невербальное). Симптоматика аутизма сводится в этом случае к следующему:

* Больной ребенок гораздо позже учится разговаривать, а то и вовсе не приобретает этого умения. Так, не разговаривает вообще порядка 40% больных аутизмом.

* Больному трудно начинать разговор. При аутизме его также трудно и продолжать при уже состоявшемся начале.

* Речь используется стереотипно, с повторами. Больные аутизмом люди достаточно часто и с повтором используют одну фразу (что определяется как эхолалия).

* Трудности в понимании собеседников. К примеру, больные аутизмом могут не понимать того, что человек, с которым они разговаривают, использует в разговоре юмор.

* Ограниченность интересов в играх и в целом в деятельности. В этом плане симптомы аутизма проявляются в следующем:

* Временами странная концентрация больного на отдельных деталях. Так, например, маленькие дети с аутизмом зачастую сосредотачивают свое внимание на деталях игрушки, а не на ней полностью (к примеру, их интересует не сама машинка, а лишь ее колеса и пр.);

* Увлечение, заключающееся в определенных темах. К примеру взрослые (как, собственно, и дети постарше) могут быть увлечены видеоиграми, номерными знаками авто или картежными играми.

* Стереотипное мышление. К примеру, хлопанье в ладоши, раскачивание тела и пр.

* Острая необходимость в определенном режиме и однообразной деятельности. К примеру, при аутизме ребенок может есть хлеб лишь до того, как съест салат и никак не наоборот. Также, например, он может до упора настаивать на том, чтобы прогулка предполагала следование лишь по строго определенному постоянному маршруту.

У большинства людей с аутизмом отмечается наличие симптоматики, имеющей сходство с дефицитом внимания в комплексе с гиперактивностью. Помимо этого, порядка 10% аутистов располагают каким-либо даром, а также способностями в тех или иных областях. В качестве последнего может выступать, например, способность к рисованию, запоминанию списков, это также могут быть музыкальные способности и т.д.

Зачастую больные аутизмом также располагают и необычным чувственным восприятием. К примеру, легкое прикосновение для них может быть болезненным, в то время как сильное сжатие – успокаивающим. В некоторых случаях боль и вовсе не ощущается. Не исключается наличие необычных увлечений, особые предпочтения (в т.ч. и в пище).

Порядка около 70% аутистов также имеет проблемы и со сном.

Симптомы раннего детского аутизма (признаки заболевания у детей до 2 лет)

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

* Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;

* Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;

* Ребенок крайне редко улыбается;

* Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз;

* Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;

* Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;

* Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с врачом.

Детский аутизм: симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

* Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.

* Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.

* Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.

* В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.

* У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

Аутизм: симптомы заболевания после 11-летнего возраста

К возрасту 11-12 лет дети с аутизмом, как правило, осваивают элементарно необходимые в общении с окружающими навыки, однако и в этом случае одиночество для них является наиболее предпочтительным, потребность в общении отсутствует.

В период полового развития ребенку сложнее, чем другим подросткам. Возможна агрессивность, возникающая в отношении окружения, нередки депрессии, тревожные расстройства, эпилептические припадки.

Аутизм у взрослых: симптомы

У взрослых признаки аутизма проявляются в зависимости от того, как тяжело в целом протекает это заболевание. В числе основных симптомов можно выделить следующие:

* Скудность жестикуляции, мимики;

* Отсутствие понимания элементарных принятых в общении правил. Аутист может слишком пристально смотреть в глаза или, наоборот, избегать зрительного контакта с собеседником. Он может слишком близко подходить или, наоборот, чрезмерно отдаляться, слишком тихо разговаривать или, наоборот, делать это слишком громко и пр.

* Отсутствие осознания аутистом особенностей своего поведения (что он может этим причинить вред или обидеть и пр.).

* Отсутствие понимания эмоций, чувств, намерений других людей.

* Способность к построению дружеских или романтических отношений практически невозможна.

* Трудности в обращении к кому-либо (первым).

* Скудность словарного запаса, частое повторение одних и тех же фраз, слов.

* Отсутствие интонаций в речи, сходство особенностей речи аутиста с речью робота.

* Спокойствие и уверенность в привычной и рутинной обстановке, чрезмерное переживание из-за перемен в ней и в жизни в целом.

* Наличие серьезной привязанности в отношении определенных предметов, привычек, мест. Сильный испуг при переменах.

Течение аутизма в легкой форме указывает на возможность человека в 20-25-летнем возрасте жить отдельно от родителей, в определенной независимости. В частности такая возможность открывается в случае достаточной развитости умственных способностей аутиста и сформировавшихся навыков общения с окружением. Частичная независимость отмечается в каждом третьем случае.

Более тяжелое течение заболевания требует постоянного присмотра за больным аутизмом с окружающими, в особенности, если разговаривать он не умеет и его интеллект определяется ниже среднего.

Диагностирование аутизма

Наличие настораживающей симптоматики требует обращения к лечащему врачу, неврологу, психиатру, психологу. Необходима информация от педагога, что позволяет более точно определить состояние ребенка исходя из наличия различных точек наблюдения.

Диагностика аутизма определяет необходимость в определении важных особенностей, отличающих это заболевание от заболеваний типа ДЦП и заболеваний генетических, сопровождающихся с умственной отсталостью и пр.

Лечение аутизма

Эффективных методов медикаментозного лечения детского аутизма пока не существует. Основным методом воздействия на течение и глубину аутизма считается специальное обучение по индивидуальной программе. Чем раньше будет поставлен диагноз и начнется реабилитация, тем больше шансов не дать болезни поглотить разум ребенка. Родители больных аутизмом детей сталкиваются с невероятно сложной задачей — максимально адаптировать их к жизни и к взаимодействию с окружающим миром. Коррекция требует огромных усилий и терпения, поскольку сам ребенок не заинтересован в выходе из пространства, замкнутого на самом себе.

Терапия и реабилитация больных с аутизмом

Лечебные и реабилитационные мероприятия прираннем аутизменаправлены на то, чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал, научить его взаимодействовать с людьми и улучшить навыки самообслуживания.

Симптомы раннего аутизма могут различаться как по «набору признаков», так и по интенсивности. Существенно отличается и поведение больных. Более того, развитие аутизма не всегда можно предсказать. У одних больных наблюдается прогресс в школьном и подростковом возрасте. В других случаях развитие аутизма напоминает ломаную кривую: периоды улучшений сменяются эпизодами регресса и «возвращения» больных на более ранний уровень развития.

План терапии и реабилитации при раннем аутизме должен разрабатываться с учетом индивидуальных симптомов, особенностей поведения ребенка, изменения его состояния процессе лечения, особенностей и возможностей семьи. При этом вне зависимости от выраженности симптомов и вариантов развития аутизма, наилучший результат обеспечивает специализированное лечение, направленное на улучшение социальных, коммуникационных, поведенческих навыков и навыков обучения.

Проверенные методы терапии и реабилитации при раннем аутизме

* Поведенческие тренинги, работа по управлению поведением. Программы включают в себя обучение самообслуживанию, умению контактировать с другими людьми и проч.

* Специализированные методики (трудотерапия, логопедия и т.д.). Подобные методики помогают детям раскрыть свой потенциал и благоприятно влияют на развитие аутизма. Так, благодаря трудотерапии ребенок учится обрабатывать тактильную, визуальную и аудиальную информацию. Логопедия способствует развитию языковых навыков и помогает ребенку с ранним аутизмом научиться общаться с окружающими.

* Медикаментозное лечение. Несмотря на то, что не существует препаратов, способных «вылечить» от данной патологии или серьезно повлиять на развитие аутизма, в некоторых случаях использование медицинских препаратов просто необходимо. Лекарственные средства помогают скорректировать определенные виды поведения, устранить или смягчить проявления депрессии, гиперактивности, нарушений сна и некоторых других симптомов, встречающихся при раннем аутизме.

Лекарственная терапия при раннем аутизме

Медикаменты являются вспомогательным средством при лечении раннего аутизма. Лекарства назначают для того, чтобы снизить уровень самоагрессии, нормализовать психологическое состояние ребенка, помочь ему выйти на уровень, при котором становится возможным использование поведенческих и специализированных методик.

Чаще всего в процессе лечения раннего аутизма используют антидепрессанты, которые способствуют снижению уровня страха, тревоги, депрессии, а также выраженности обсессивно-компульсивных расстройств.

Реже (обычно при приступах агрессии или самоповреждениях, которые не удается скорректировать поведенческими методиками) больным ранним аутизмом назначают антипсихотические препараты.
В некоторых случаях при раннем аутизме применяют снотворные, транквилизаторы и противосудорожные лекарственные средства.

При назначении обязательно учитывают побочные эффекты того или иного препарата.

Непроверенные методы лечения раннего аутизма

Реабилитация пациентов с ранним аутизмом требует значительных усилий как со стороны врачей и учителей, так и со стороны родителей. К сожалению, современная медицина не в состоянии предложить универсальных методов лечения, которые гарантировали бы полное выздоровление или могли бы кардинально повлиять на развитие аутизма. Неудивительно, что многие родители начинают интересоваться так называемыми альтернативными методиками.

Между тем, большинство таких методик не проверено должным образом, их безопасность и эффективность никак не подтверждена. При попытке вылечить своего ребенка или как-то откорректировать развитие аутизма следует в первую очередь соблюдать главный врачебный принцип «не навреди». При выборе методов лечения следует быть особенно осторожным, если:

* Предлагается «универсальный» метод, при помощи которого можно излечить от многих болезней.

* Методика рекламируется, как «чудодейственная», гарантирующая невероятные результаты.

* Лечение основывается на упрощенной научной или псевдонаучной теории.

* Единственным подтверждением эффективности методики являются жизненные истории, а не научные исследования.

* Говорится о том, что метод не нуждается в научной проверке, поскольку отсутствуют риски и побочные эффекты.

Непроверенные методы лечения раннего аутизма могут нанести серьезный вред здоровью ребенка! Перед началом лечения по альтернативной методике или использованием сомнительного медицинского препарата следует обязательно посоветоваться с врачом

В конце 2011 года в Беларуси была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители».

С весны 2012 года функционирует сайт организации www.autism.by и связанный с ним форум, на котором родители детей с аутистическими нарушениями делятся опытом и получают поддержку.